Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика — это особая, очень глубокая педагогическая система, в основе которой лежит целостный взгляд на ребенка и его развитие.
Целостный — это значит, что мы хорошо знаем особенности и потребности детей в развитии в каждом конкретном возрасте. И выстраиваем наши занятия так, чтобы развивалась не какая-то одна сторона личности, а всё, что важно для полноценной жизни и роста Вашего ребенка.
А главное, на что мы обращаем внимание — это развитие эмоциональной сферы, личности ребенка и его душевных качеств.
Говорят родители:
Чем отличается вальдорфская педагогика от других направлений обучения и развития
Современные родители стоят перед огромным полем возможностей по развитию и обучению своих детей. И одновременно мы находимся под сильным социальным давлением, которое условно можно выразить фразой «больше достижений!» Малыш еще лежит в колыбельке, а мы уже думаем о том, как будем учить его читать, будет ли он успевать в школе и поступит ли в хороший ВУЗ.
И кажется: чем раньше, чем больше учить и развивать — тем лучше…
И правда, вся наша жизнь — это развитие. Но есть одна ловушка: мы переоцениваем значение интеллектуальных достижений, особенно в дошкольном возрасте. Конечно, к этому нас толкает вся система дошкольного и школьного образования, а с ней и окружение: мой уже читает, а ваш? а у нас английский четыре раза в неделю, а вы куда ходите? а мы с рождения показываем карточки, и малыш уже отличает Рембрандта от Айвазовского! И если Вы и Ваш ребенок «еще не…» — это порождает большую тревогу и желание скорее бежать и учить, учить, учить…
Но задумайтесь: согласно исследованиям, за успех в самых разных областях — от возможности стать хорошим руководителем до счастья в семье — отвечают прежде всего личностные качества и умения.
Какие?.. Это высокое развитие эмоциональных качеств и умение общаться. Способность понимать свои чувства и чувства окружающих, видеть мотивы поступков других людей и своих собственных. Договариваться и решать конфликты. Это способность мыслить независимо и нестандартно, быть гибким, умение ставить цели и достигать их. Это уверенность в себе и стойкость, умение справляться со сложными ситуациями. Не опускать руки при неудаче и исправлять ошибки.
Учат ли этому школе? Поможет ли малышу гонка за интеллектуальными достижениями обрести внутреннюю устойчивость и уверенность в себе? Увы, нет.
Знания идут на пользу ребенку только в том случае, если у него есть надежная база. Эта база — эмоциональное благополучие и по возрасту сформированные личностные качества. Это контакт со своим душевным миром, чувство уверенности в себе и в своей способности справиться со сложностями окружающего мира.
Как этого достичь?.. Ответ на этот вопрос знают вальдорфские педагоги.
Создаем безопасную среду
Для того, чтобы у ребенка хватало сил развиваться и учиться новому, преодолевать свои страхи и двигаться вперед, он нуждается в глубоком чувстве безопасности, спокойствия и защищенности.
Сначала ребенок берет это ощущение из среды, в которой находится — из того, как обращаются с ним взрослые, как в целом устроена его жизнь. И лишь потом внешняя безопасность и устойчивость переходит во внутреннее ощущение, в чувство собственной способности справиться с вызовами окружающего мира.
Именно поэтому в вальдорфском детском саду и на любых занятиях мы прежде всего создаем постоянство — каждый день в саду и каждое занятие построены знакомым ребенку образом, есть закрепленный еженедельный и годовой ритм занятий и праздников, детские группы небольшие и не меняются в течение года, чтобы ребенок мог в комфортном режиме выстраивать полноценные взаимоотношения с другими детьми.
Ритм жизни в вальдорфской педагогике выстраивается с учетом потребностей и возрастных особенностей детей.
Следуем естественной логике детского развития
Вальдорфский подход не приветствует слишком ранее форсирование интеллектуальной деятельности — чтение в 3 года, письмо в 4 и иностранный язык к 5-ти…
Бережно и последовательно развивая познавательные и мыслительные способности ребенка, мы прежде всего поддерживаем внутренние его силы, здоровье и психику.
Для этого мы уделяем внимание самым важным для дошкольников сферам и навыкам: развитию движения, эмоциональной сферы, отношениям в детском коллективе и творчеству.
Получив такую базу, Ваш ребенок гораздо легче освоит выполнение интеллектуальных и требующих волевого усилия задач, благодаря внутренней силе и устойчивости.
Развиваем через подражание и переживание
Для ребёнка естественно, если знание рождается из пережитого на опыте: мелем зерно — получается мука, из муки печем пироги, потом всех угощаем — такой процесс, прожитый ребёнком, не забудется никогда!
Мы знаем об этой особенности детского восприятия, поэтому любые занятия строим с опорой на личный практический опыт ребенка и силу авторитета учителя, которому ребенок стремится подражать. Мы никогда не «учим», рассказывая и выдавая инструкции — как в жизни, мы даем новым навыкам созреть через наблюдение за действиями взрослого и подражание им.
И третий принцип, лежащий в основе наших занятий — это усвоение материала через его глубокое переживание. Поэтому на занятиях мы обращаемся к чувствам детей, к близким для них образам сказок; ребенок усваивает и закрепляет новый опыт через движение и творчество.
Дети погружаются в мир образов, сказок и символов не абстрактно, а через различную деятельность: движение, пение песен, творчество и ручной труд. Переживая происходящие события в природе и в сказочном мире, ребенок затем выражает их с индивидуальным видением через творчество — живопись, рисование, лепку, валяние из шерсти.
Проявляем настойчивость там, где она нужна
Мы знаем, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и никогда не требуем ото всех одного и того же результата. Иногда стоит отступить и подождать — и вот уже то, что не давалось ребенку месяц назад, осваивается им с легкостью.
Поэтому в нашей практике нет оценок, сравнения и жестких требований к детям. Мы даем детям возможность расти без давления и стресса.
В то же время, педагог постоянно создает ситуации, в которых ребенок может практиковаться в том, что находится в его «зоне ближайшего развития» — в освоении навыков, которые уже доступны, но еще вызывают трудности или неуверенность у ребенка. И помогает, делает вместо ребенка лишь тогда, когда это действительно необходимо.
Так, очень большое внимание мы уделяем развитию у детей самостоятельности, в очень широком смысле. Не только самим одеться-раздеться, но и убрать игрушки, вымыть посуду, накрыть на стол. И даже — преодолеть гнев и попросить прощения, выбрать игру или выразить себя в творчестве.
Ведь чем больше Ваш ребенок умеет делать «сам», тем более уверенным и сильным он чувствует себя перед вызовами окружающего мира и задачами роста.
Мы оставляем детям время и пространство для собственных достижений и открытий!